Когда стоит обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихология («нейро» – нерв, «психо» – душа) возникла на стыке медицины и психологии. Это раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Соответственно, нейропсихолог, в том числе и детский, изучает связь мозга и психических процессов, знает, какие структуры мозга и каким образом обеспечивают правильную речь, хорошую память и восприятие, умение контролировать собственное поведение, удерживать внимание, высокую стрессоустойчивость, и прочее.
Нейропсихолог хорошо понимает законы развития мозга ребенка и благодаря особым методам диагностики может выявить патологию развития на ранних этапах, вовремя отправить к соответствующему врачу-специалисту. Также он владеет широким спектром психологических знаний, понимает, как формируются высшие психические функции и личность ребенка, и в случае необходимости может провести коррекцию поведения или формирующее обучение.
Нейропсихолог поможет Вам определить соответствие в психическом развитии возрастным нормам (сильные стороны, задатки, и то, что требует дополнительного стимулирования), обозначить уровень готовности к школе (уровень готовности к изучению различных школьных дисциплин и дополнительных факультативных предметов, уровень готовности к взаимодействию в детском коллективе).

Вы можете обратиться к нейропсихологу, если Вашему ребенку 4 года и он:

  • не может сосредоточиться на задании, невнимателен, неусидчив, просит повторить задание;
  • плохо запоминает стихи и не помнит, куда положил собственные вещи;
  • испытывает трудности при рисовании, лепке, не может сам застегнуть одежду;
  • слишком медлительный либо, наоборот, чрезмерно активен и импульсивен;
  • часто жалуется на усталость, не может долго смотреть детский спектакль и т.п.;
  • имеет диагноз «задержка психического развития» (нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста), то есть ребенок знает и умеет заметно меньше своих сверстников, соображает медленнее, его речь сильно хуже, а навыков меньше.

Также если в возрасте 6 лет ребенок помимо вышеперечисленного:

  • не может определить правую и левую стороны своего тела, его переднюю и заднюю часть, рисуя человеческую фигуру, искажает размеры и формы);
  • есть трудности со счетом, письмом, чтением, а занятия с логопедом и педагогами не дают видимых улучшений.

Консультация у нейропсихолога поможет также развеять многие сомнения и страхи родителей
Рекомендуется обратиться в следующих случаях:

  • если у ребенка была черепно-мозговая травма, энцефалит, менингит и пр. проблемы, которые могли повлиять на состояние высших психических функций, и вы хотите понять, как это могло отразиться на работе головного мозга ребенка;
  • если ваш ребенок в садике хорошо читал, считал и даже умел писать, а с началом обучения в школе начал испытывать трудности в учебе;
  • когда вы затрудняетесь определить, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу, не уверены, что ребенок готов к школьному обучению, вам не понятно, какая мотивация у ребенка преобладает в настоящий момент – игровая или учебная;
  • если вы волнуетесь, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам;
  • если вы хотите больше узнать об индивидуальных особенностях развития вашего ребенка (какая стратегия обучения и воспитания ему больше подходит, как он запоминает и усваивает информацию, как организовано его восприятие, внимание, мышление, память и др. психические процессы).Как проходит консультация?
  •  На первом этапевыслушивается запрос (жалобы) родителя. Нейропсихолог знакомится с ребенком — устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребенка (тетради, рисунки, поделки и т.п.), собирает информацию о развитии ребенка.
  • На втором этаперебенку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме (в зависимости от возраста) с картинным (стимульным) материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.
  • На третьем этапенейропсихолог интерпретирует полученные данные и дает предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение выдается через некоторое время по предварительной записи. Полная диагностика возможна с 4 лет.
  •  Нейропсихолог проводит диагностику и подбирает специальные коррекционные двигательные и познавательные упражненияс учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей. Эти упражнения позволяют развивать отстающую сферу головного мозга. Двигательные упражнения могут быть похожи на зарядку или веселую гимнастику; это может быть хождение по тонкой ленточке, разложенной на полу, упражнения с массажными мячиками или наклоны вправо с одновременным поворотом головы влево. Познавательные упражнения выглядят как развивающие занятия – ребенку могут быть предложены картинки для выяснения путаницы в сюжете, задания на выполнение положения предмета (на столе, под ним, слева, справа, за, впереди и т.п.), различные изобразительные задания.

Наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнется как можно раньше с дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор Мария Скоробогатова

Запись на диагностику по тел.8-495-4558525 или 8-915-1068550
Нейропсихолог принимает во вторник и четверг. Запись обязательна!

Приём ведет Кузнецова Надежда Олеговна

 

Теги: , , .